Мир без аксиом или как рождается фанатизм


Рассмотрим ситуацию.

У каждого из нас есть лист бумаги, карандаш и линейка. Нам нужно провести линию, - либо прямую с помощью линейки, либо слегка изогнутую от руки.

Ты проводишь прямую линию, используя линейку. Ты ЗНАЕШЬ, что твоя линия прямая и ты ВИДИШЬ, что она прямая, - для тебя это непреложный факт. Все обсуждения, умозаключения, ситуации и т.д. будут основываться именно на этом факте и ничто не сможет поколебать твою уверенность.


 

Я провожу линию, тоже используя линейку. Но у меня - дефект зрения, который искажает то, что я вижу. В результате я ЗНАЮ, что моя линия абсолютно прямая, но ВИЖУ линию слегка изогнутую.

Я также буду строить все выкладки и ситуации на том, что моя линия - абсолютно прямая (вне зависимости от того, что вижу на самом деле), потому что я это ЗНАЮ. Через какое-то время мой мозг будет показывать мне эту линию, как прямую и я перестану воспринимать тот факт что вообще вижу ее как-то не так (хотя на самом деле так и буду видеть ее кривой).



Теперь мы обмениваемся листочками, не зная, как конкретно были проведены линии.

Ты можешь сходу определить, что я использовала линейку, так как это ВИДИШЬ в начертании линии. И с уверенностью об этом можешь сказать или выстроить свои рассуждения и умозаключения.

Я же не могу так быстро определить, как именно была начерчена твоя линия, потому что вижу ее изогнутой. Поэтому я начинаю искать какие-то дополнительные факторы, подтверждающие мое предположение, каким бы оно ни было. Зная о своем дефекте зрения, я понимаю, что могу ошибиться в выводах. Ты можешь попытаться меня убедить как в использовании тобой линейки, так и в том, что линия на листке - волнистая.  То есть все выводы я способна построить лишь на предположениях, каких-то своих наблюдениях и прошлом опыте. Или на чистой ВЕРЕ, если я искренне считаю тебя правдивым человеком, не склонным вводить других в заблуждение даже в шутку.


  

Теперь предположим, что в нашей компании есть третий человек. Он вырос и живет в естественной среде, где не существует четких геометрических форм и все понятия в этой сфере относительны. Например, он видит растущее дерево абсолютно прямым, мы же понимаем, что достаточно приложить к стволу линейку, чтобы убедиться, что это не так. Человеку этому объяснили, что существуют строго прямые линии и чем они отличаются от линий изогнутых, а также вручили линейку и научили ей пользоваться.

 

Он это усвоил. Но несмотря на это, согласно своему СОБСТВЕННОМУ опыту и восприятию слегка изогнутая линия все равно по привычке будет у него считаться прямой. Он просто не видит смысла в такой скрупулезности определений, потому что прямые линии не являются для него некой жизненной необходимостью (в отличии от нас, когда незначительное искривление какой-то детали в машине или в оружии может привести к катастрофе). Скорее всего, этот человек просто примет на веру то, что ему сказали и не станет добиваться каких-либо подтверждений, что линия была нарисована с помощью линейки.  Для него это не важно.

Если жизнь этого человека изменится и он попадет в мир, где правильность форм важна, то достаточно быстро и легко сможет впитать новые знания по этому вопросу и научиться отличать точность от неточности, и использовать полученное знание там, где это важно и нужно. В мелочах же, скорее всего, будет использовать приблизительность.


 

Теперь усилим ситуацию, предположив, что этот третий человек имеет такой же дефект зрения как у меня. Только он об этом НЕ ЗНАЕТ (в его же мире нет четких линий), поэтому считает, что все, что он видит, -  именно так и выглядит на самом деле.

Как можно переубедить человека в том, что он ошибается? Линейку-то он тоже будет видеть кривой! Как ему вообще можно объяснить наличие ПРЯМЫХ линий и само понятие "прямая"?

Его жизненный опыт будет блокировать попытки донести новое знание и какие-либо доказательства. Пожалуй, единственный способ заставить его признать наличие прямых линий, - это заставить ПОВЕРИТЬ в то, что они СУЩЕСТВУ ЮТ на самом деле. Способы и уловки могут быть какими угодно, потому что главное - результат.

И вот человек поверил (хотя он их по-прежнему не видит), и, как все новообращенные, преисполнился гордости от сознания того, что ему открылось нечто, недоступно другим. Он не может осознать того (в силу физических причин), что другие люди видят мир ИНАЧЕ, и возможно, более правильно. Так рождается фанатизм. Фанатик видит не ПРАВИЛЬНУЮ, а ВООБРАЖАЕМУЮ или НАВЯЗАННУЮ картину, которую считает единственно правильной. Его "прямые" вряд ли будут похожи на реальные, но он об этом даже не подозревает.


 

А еще фанатик станет искать и находить прямые линии там, где их на самом деле нет, основываясь на предположениях, не имеющих ничего общего с реальностью. И пытаться убедить других. И убедит, если обладает достаточной внутренней силой и умеет влиять на других.

При все при этом, нельзя сказать, что он виноват в том, что несет людям искаженное мировосприятие. Или можно? Если вера принята бездумно...

В любом случае, прямые линии не станут волнистыми, а кривые не выпрямятся только от того, что мы их видим как-то не так.

Теперь попробуй все вышесказанное перенести с простого примера с начертательной геометрией на более сложные жизненные ситуации и на восприятие мира в целом.


РS: Изначально про фанатизм даже мыслей не было, - я просто попыталась объяснить, почему воспринимаю некоторые вещи несколько иначе. Пример со зрением - это не пример вовсе, - я реально не вижу прямых линий с некоторых пор.

Но попытка изложения этого простого факта привела к совершенно неожиданным умозаключениям. ))

Наверное, к тексту нужно написать какое-то вступление, подвести к приведенному примеру... Но, боюсь, появятся еще куча всевозможных умозаключений, уводящих от темы все дальше, дальше и дальше... )))


13.11.2015г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий